Механическая и автоматическая КПСейчас автомобиль с автоматической коробкой переключения передач является вполне привычным явлением и никого им не удивить, но буквально 20 лет назад, у нас в Украине это было редкостью и «автоматы» могли себе позволить только владельцы дорогих автомобилей бизнес-класса.

Тогда же появились первые споры: что луче, «механика» или АКПП?

Но по мере того, как автоматические коробки переключения передач начали массово устанавливаться в более доступные автомобили, становилось понятно, что за всякими разновидностями «автоматов» будущее. Ведь от прогресса не убежать.

И тут дело даже не столько в комфорте (хотя и это не маловажно), сколько в безопасности и ужесточении самих норм безопасности для автомобилей. Механика просто не позволяет современным системам безопасности быть полностью эффективными.

Если смотреть статистику, то на таких крупных рынках, как США, Канада, Япония автоматические КП являются чуть ли не безальтернативным решением. Так, в Северной Америке 93% машин имеет «автомат», причем для 80% моделей он является единственным предлагаемым типом коробки. В Японии автомобили на автомате выбирает 95 покупателей из 100. Постепенно количество двухпедальных автомобилей растет и в Украине.

Единственный крупный рынок, где достаточно много авто «на палке» — это Европа. Там этот выбор был обусловлен исключительно в прагматических целях: еще до недавнего времени автомобили с АКПП стоили дороже, а расход топлива был выше. Но и здесь ощущаются значительные изменения: современные «роботы» стоят ненамного дороже механики, а расход топлива с такими КП может быть даже ниже.

Однако, потребительский выбор – далеко не главное. Крупные автопроизводители осознанно двигаются в сторону отказа от «механики» и открыто заявляют в своих прогнозах о будущем без устаревших трансмиссий.

Subaru Forester с вариатором LineatronicТак, совсем недавно, компания Subaru обозначила развитие своего производства именно в этом направлении: японцы приняли официальное решение о постепенном сокращении количества модификаций с механической коробкой передач. В результате американская версия кроссовера Forester пятого поколения получила единственную модификацию с 2,5-литровым мотором и вариатором Lineatronic. Буквально три года назад в планы Subaru еще входил выпуск нескольких версий этой модели с механической коробкой передач, но в 2018 году кроссоверы на «ручке» так и не появились.

По заявлению представителей Subaru, лишь 3-5% всех продаж Forester приходится на долю с «механикой». Кроме того, по мнению инженеров компании, CVT является наиболее подходящей трансмиссией для новых моделей с точки зрения динамики. Главной же причиной отказа японцев от механической коробки является тот факт, что с ней гораздо хуже работает комплекс систем безопасности EyeSight. «Subaru планирует заполучить статус самого безопасного автомобиля в мире. Если компания и дальше будет говорить: “Вот вам механическая коробка без EyeSight”, то вряд ли сможет добиться такого статуса”, – заявили там.

Вот она, самая ключевая фраза, ведь пресловутый «человеческий фактор» часто только повышает шансы на аварию. И если до полноценных автопилотов еще далеко (особенно в условиях наших дорог, где разметку, столь необходимую роботу, еще нужно поискать), то забрать у человека право управления оборотами двигателя можно уже сейчас.

Система EyeSight состоит из комплекса систем: адаптивный круиз-контроль, автоматическое экстренное торможение, предупреждение о выезде из полосы движения с удержанием в полосе, управления газом перед столкновением – функцией, которая максимально снижает мощность двигателя до возможного столкновения (по сути – торможение двигателем). Весь этот пакет безопасности и совокупность систем помощи водителю объективно не могут работать с механической коробкой передач.

BMW M5 с 8-ступенчатым автоматомЕщё один пример – BMW. Баварцы планируют свое будущее в расчете на автономные технологии на базе собственной системы безопасности, также совместимой только с автоматической коробкой передач.

В BMW давно заявляют, что не видят смысла в инвестировании огромных денег в адаптацию автоматики под «механику», так как спрос на неё уменьшается. Представители концерна еще в 2015 году говорили, что «с технической точки зрения, будущее механических коробок передач не выглядит благополучным, а коробки с двумя сцеплениями и автоматические трансмиссии работают быстрее и обеспечивают лучшие показатели экономичности». В этой связи немцы также будут уверенно двигаться в сторону полного исключения «механики» из своего производства.

Словом, общая тенденция технического прогресса однозначна. И если раньше некоторые эксперты считали, что возможным триггером к замедлению спроса на «автоматы», и, как следствие, продления производства «механики», станет экономический фактор (удорожание топлива или введение экологических налогов), то сейчас таких мыслей уже нет.

Расход топлива на современном автомате (роботизированных и бесступенчатых КП) уже сравним с механикой, а то и ниже. Взять, к примеру, того же «робота» DSG от VW: он уже давно научился переключать передачи эффективнее (а значит с меньшим расходом топлива), чем обычный (не «продвинутый») водитель.

Мы же напоминаем: в не зависимости от того, какой тип трансмиссии установлен на вашем автомобиле, уход и своевременное обслуживание нужны всем типам коробок передач для того, чтоб они исправно служили не один десяток лет 🙂

Поделитесь с друзьями: